ФОТОГРАФИРОВАНИЕ И ЗАРИСОВКА

Фотография в патологической анатомии имеет очень большое значение, не меньшее, чем зарисовка. Эти техни­ческие приемы не исключают, а дополняют друг друга при всяких морфологических исследованиях. Они не все­гда могут и заменять друг друга. Так, например, при неправильном положении внутренних органов, особенно кишок, зарисовка не может быть заменена фотогра­фией.

Нередко   схематический   рисунок   дает   значительно больше, чем фотографирование со всеми деталями и иод робностями, вуалирующими  основную  идею, ради кото рой производится снимок.

Хотя в рисунок и вносится субъективизм, но исполни­тель может подчеркнуть и выделить основное, наиболее важное, как и художник вообще.

Самое талантливое описание любого патологического процесса не может дать исчерпывающего о нем представ­ления без иллюстраций — рисунка и фотографии. Поэто­му каждый прозектор должен уметь рисовать и фотогра­фировать.

• Однако исполнение рисунка требует большого умения, знания и опыта, что приобретается только упражнениями, трудом. Фотографирование же значительно проще, легче выполнимо и более доступно. Для этого нужно только усвоить некоторые правила и сведения, прилагаемые к фотоаппаратам.

Главные плоскости изображения: 1) плоскость вертикальная, параллельная матовому стек­лу, дающая наибольшую резкость, 2) плоскость верти­кальная, перпендикулярная к матовому стеклу, и 3) плос­кость горизонтальная, перпендикулярная к матовому стеклу, дающая глубину снимка.

При фотографировании вторая плоскость (сагитталь­ная), как и третья (горизонтальная), должна проходить через интересующие места объекта и середину матового стекла, для чего полезно провести карандашом две пер­пендикулярные линии (оси) по середине матового стекла. . Расстояние от аппарата до объекта. При приближении к объекту изображение на матовом стекле увеличивается, но увеличивается и угол расхож­дения лучей, идущих от крайних точек объекта к глав­ному фокусу, что вызывает искажение изображения.

Чтобы избежать искажения, не следует аппарат при­ближать к объекту ближе, чем на расстояние, в 2Va раза превышающее наибольшую величину объекта; если длина объекта 100 см, то расстояние от аппарата до обьекта должно быть не меньше 250 см. Если длина объекта 50 см, то аппарат должен быть установлен не ближе 125 см к объекту, и т. д.

Это отношение расстояния от аппарата до объекта к величине объекта называется проекционным и н д е к с о м. Уменьшать проекционный индекс не рекомен­дуется во избежание искажений.

Величина изображения и фокусное расстояние. При определенном расстоянии от аппа­рата до объекта величина изображения зависит от фо­кусного расстояния объектива аппарата.

Короткофокусные объективы при фотографировании крупным планом дают искажения: если фотографируют лицо, то увеличивают наклон лба, выступание носа, пока­тость подбородка и пр.

При длиннофокусном объективе крупное изображение менее искажается и даже может быть получено без иска­жения.

Между величиной объекта (L), величиной изображе­ния (В), фокусным расстоянием (F) и расстоянием от аппарата до объекта (D) устанавливается связь, выра­жаемая отношением:

_В       F_

L ~ D

Зная три величины, можно определить по этой форму­ле четвертую.

Короткофокусные объективы (28 см) устанавливают­ся в камерах малых размеров (9X12), длиннофокусные (54 см) —в камерах больших размеров (18×24).

Установка аппарата и наводка на фо­кус. Аппарат должен быть установлен на такой высоте от пола, чтобы оптическая ось (центр объектива и место пересечения центральных осей на матовом стекле) лежа­ла в одной горизонтальной плоскости с серединой объек­та. Матовое стекло должно быть установлено вертикаль­но, а горизонтальная ось — в горизонтальной плоско­сти. Для этой цели хорошие аппараты снабжаются уровнем.

Фокус устанавливают так, чтобы главные части объ­екта наиболее ясно проецировались на матовом стекле.

При установке аппарата оптической осью в горизон­тальной плоскости препараты и трупы приходится фото­графировать сбоку, так как они обычно лежат на гори­зонтальной поверхности (на столе). Это далеко не всегда может дать нужные результаты. Установка же препара­тов, а тем более трупов, на вертикальной поверхности весьма затруднительна, хлопотлива, трудно осуществима, а иногда даже и невозможна. Поэтому А. И. Абрикосов рекомендовал фотографировать сверху, помещая пре­параты и трупы на горизонтальной плоскости.Для этого можно приделать к стене кронштейн, удер­живающий аппарат в вертикальном положении, матовое стекло его располага­ется при этом горизон­тально, т. е. параллель­но поверхности, на ко­торой находятся объ­екты. При этом для на­водки на фокус рабо­тающий должен стать на возвышение.

Рис. 52. Подставка для фотографирова­ния сверху.

Для большего удоб­ства и свободы дей­ствия А. И. Абрикосов рекомендует пользо­ваться переносной де­ревянной подставкой; косо стоящий упор ее делают в виде лестни­цы, по которой работа­ющий и поднимается для наводки аппарата на фокус. Такой способ

весьма удобен и позволяет обходиться без помощников, препараты при этом могут помещаться на столе, а тру­пы— на полу для сохранения проекционного индекса (рис. 52).

Экспозиция, светосила и диафрагми­рование. Экспозиция ‘(выдержка) зависит от силы освещения (времени года, часа дня и ‘географической ши­роты местности), чувствительности пластинки, светосилы аппарата, т. е. отношения диаметра объектива к длине фокусного расстояния, и длины растяжения меха. Чем больше светосила, тем меньше может быть экспозиция и меньше освещение. Наиболее удобны аппараты со свето­силой от F : 4,5 до F : 6,8.

Для получения равномерной резкости центральных и периферических частей объекта (глубины) применяют диафрагмирование, к которому прибегают лишь при хо­рошем освещении, так как оно уменьшает освещение пла­стинки, а стало _быть, влечет удлинение экспозиции.

Освещение. Все части объекта должны быть рав­номерно освещены, без резких теней и светлых пятен. Это лучше всего достигается двусторонним освещением (источник света и отражатель — простыня и пр.).

При освещении только спереди изображение получа­ется плоским.

Фон лучше брать серый, на него не должна падать тень объекта.

Если для фона нет материи или бумаги серого цвета, можно пользоваться и белой, которую держит помощник, закрывая себя и сообщая материи (простыне) колеба­тельные движения.

Во избежание бликов на препаратах А. И. Абрикосов рекомендует фотографировать препараты через чистую прозрачную воду.

Препараты помещают в стеклянную банку и заливают водой, а над ними устанавливают аппарат в вертикаль­ном положении на описанной подставке.

Проявление. Негативный и позитивный процессы производят по обычным правилам фотографии. Можно рекомендовать следующий хорошо работающий проя­витель.

1. Воды дистиллированной         1000 мл

Метола                                              5 »

Сульфита натрия                         100 »

Гидрохинона                                    7 »

Бромистого калия                        2,5 »

II. Воды   дистиллированной         500 мл

Поташа                                      100 г

Для употребления смешивают 3 части раствора I, 1 часть раствора II и 2 части воды.

При недодержке для смягчения контрастов берут 2 ча­сти раствора I и 3 части воды. Для повышения контра­стов, наоборот, берут 4 части раствора I и 1 часть воды.

При передержке добавляют по каплям 10% раствор бромистого калия.

При недодержке удлинение времени проявления к успеху не приведет, наоборот, получится вуаль и негатив будет окончательно испорчен.

Вполне понятно, что проявить и усилить можно толь­
ко то, что получилось на пластинке, то же, чего не полу­
чилось, т. е. чего нет, ни проявить, ни усилить, очевидно,
нельзя.

Наша советская промышленность выпускает различ­ные типы фотоаппаратов, предоставляя потребителю большой выбор.

Наиболее совершенной конструкцией отличаются уни­версальные пленочные аппараты «ФЭД», «Зоркий», «Киев», «Москва» и др. К каждому фотоаппарату прила­гается брошюра с описанием конструктивных особенно­стей и правил обращения с ним.

Close