ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЛЕПКОВ И МУЛЯЖЕЙ

Точное пластическое воспроизведение форм различных частей человеческого тела достигается изготовлением слепков. Наиболее часто изготовляют маски, а также слепки кистей рук и стоп ног.

При хорошем выполнении слепки точно воспроизводят форму и рельеф частей тела. Раскрашенные слепки на­зывают муляжами.

Вначале необходимо получить хороший негатив, или матрицу. Его изготовляют из воска, гипса, желатины, палье-маше ‘ и пр.

Нужно для работы приготовить заранее: гипс, воду, поваренную соль, жидкий столярный клей и крахмальный клейстер, вазелин, вату, папиросную бумагу, тонкий и крепкий шнур, таз эмалированный, ложки, деревянные лопаточки, кисти, трубочки резиновые, полотенца.

Гипс должен быть лучшего качества, сухой, чистый, мелкий — так называемый модельный.

1 От французского papier mache — жеваная бумага. Впервые из­делия из папье-маше появились в Китае, а Европе — лишь в XVI ве­ке. В СССР папье-маше широко используется художниками Палеха.

П р и готовление гипса. В таз наливают холод­ной воды и в нее всыпают гипс, лучше через сито, до тех пор, пока гипс станет выступать в виде конуса над по­верхностью воды. Это приблизительно соответствует про­порции 500 г гипса на 1 л воды. Деревянной лопаточкой размешивают его, пока не образуется масса консистен­ции меда.

Если получилась масса густая, то добавляют воду, если жидкая — гипс.

Если затвердение гипса происходит быстро, то реко­мендуют добавить немного клея, если слишком медлен­но — добавляют немного поваренной соли.

Для придания массе цвета тела иногда добавляют охру.

Изготовление маски. Для этой цели голову нужно обвязать полотенцем, закрыв им темя, уши и ниж­нюю часть шеи.

Если маску снимают с живого, то предупреждают его, что бы он не двигал кожей лица, дышал ровно, в ноздри вставляют короткие резиновые трубочки-‘для дыхания; условливаются, какие знаки должен субъект подать ру­кой в случае какого-либо затруднения; кожу лица, брови, усы, бороду протирают вазе­лином; если усы и борода большие, их нужно покрыть тонкой мятой папиросной бумагой, пропитанной вазе­лином. В последнем случае рельефа бороды не полу­чается.

Гипсовую массу наносят ложкой или кистью. Каж­дую последующую порцию гипса накладывают вплотную к предыдущей, без .промежутков. Так покрывают все ли­цо, за исключением носа, который покрывают гипсом пос­ледним, чтобы не затруднять надолго дыхания.

– Неоднократное, слишком медленное и неравномерное наложение гипса ведет к образованию в нем пузырьков воздуха, что уменьшает прочность слепка.

Толщина слоя гипса не должна превышать 1 см. Ко­гда это первое покрытие будет закончено, вновь наносят гипс более значительными порциями, так, чтобы толщина слепка достигла 3 см.

Гипс затвердевает в течение 3—5 минут, а вся про­цедура снятия маски занимает около 8—10 минут. •

Если от давления пальцев на гипс не образуются углубления, а при ударе щелчком он издает звук с металлическим оттенком, то можно считать, что матрица, или негатив, готова.

Перед снятием матрицы просят субъекта подви­гать кожей лица. После этого, взяв слепок за края около ушей, осторожно двигают его справа налево и сверху вниз.

Подготовив таким образом снятие, берут матрицу обеими руками за ее нижний край у подбородка и, приподнимая, снимают с лица.

Обращаться с матрицей нужно весьма осторожно, чтобы . не поломать ее.

Для удаления пузырьков воздуха слепок погружают в холодную воду и держат в ней, пока пузырьки воздуха не перестанут выделяться.

Вынув из воды матрицу, ее тщательно обсушивают и смазывают вазелином.

Получение слепка кисти руки. Для этого приготовляют куски картона или фанеры, складывают из них коробку, окружают .полотенцем и в полученную та­ким образом своего рода ванну наливают гипс слоем 3—4 см и более.

Руку, смазанную вазелином, погружают ладонью в гипс так, чтобы тыл ее оставался свободным. Проме­жутки между пальцами предварительно аккуратно за­кладывают ватой, причем вата не должна изменять фор­му пальцев.

Вокруг кисти и концов пальцев кладут шнур, концы которого оставляют свободными.

После этого кисть руки покрывают слоем гипса сверху толщиной 2 см. Как только гипс начинает затвердевать, шнур вытягивают, разрезая им гипс на верхнюю и ниж­нюю половины, которые после |3атвердения гипса легко разнимаются. Получается негатиа, или матрица.

Получение слепка стопы. Для этого посту­пают так же, причем на ногу нельзя опираться, чтобы не раздавить гипс. Шнур же укладывают так, чтобы полу­чился слепок из трех частей: нижней, внутренней боковой и верхней передней.

Для этого один шнур прокладывают горизонтально, охватывая контур стопы, а другой — от большого пальца по гребню до внутреннего мыщелка и далее к пятке. Как только гипс начинает затвердевать, шнуры вытягивают, разрезая ими гипс на три части.

Первый позитив изготовляют обычно также из гипса. Негатив, или матрицу, смазывают жидким мылом, льня­ным маслом, вазелином или погружают в крепкий раст­вор соды.

После этого матрицу укладывают на столе полой частью кверху и заливают гипсом. После того как гипс затвердел, негатив опрокидывают и, двигая им, отделяют его от позитива. Если негатив не снимается, то его раз­бивают легкими ударами долота. Негатив при этом, ко­нечно, гибнет, почему он и называется пропадающей формой.

Так получают первый позитив маски.

Для получения первого позитива кисти и стопы состав­ные части матрицы прочно соединяют гипсом.

В верхней стенке полученной полой формы (матрицы) осторожно пробуравливают несколько мелких отверстий для выхода воздуха при заливке матрицы гипсом. Матри­цу погружают в крепкий раствор соды. Вынув матрицу из раствора соды, заливают ее жидким гипсом.

Выждав несколько часов, чтобы гипс затвердел, осто­рожно разбивают долотом негатив (матрицу) и освобож­дают позитив.

По лученный первый позитив и являет­ся моделью оригинала.

На этом процесс изготовления маски и слепков мо­жет быть закончен.

Но если нужно получить несколько экземпляров по­зитива, то необходимо приготовить постоянную матрицу (постоянный негатив).

Изготовление постоянных матриц. Лучшим материалом для этой цели признается столяр­ный клей хорошего качества, приготовляемый так: 500 г измельченного хорошего столярного клея заливают 500 мл холодной воды и дают клею разбухнуть, а потом варят его на слабом огне до полного растворения. Полу­чается масса среднегустой консистенции.

Теперь необходимо сделать чехол для позитива ли­ца. Для этого позитив маски осторожно обкладывают ровным слоем скульптурной глины толщиной около 1 см.

Поверхность глины сглаживают и хорошо смазывают вазелином, льняным маслом или жидким мылом и обкла­дывают загустевающим гипсом слоем 2—3 см.

Этот слой гипса и образует чехол позитива.

Когда гипс затвердеет, чехол легко снимается.

Позитив тщательно очищают от глины, оставляя ее только у основания маски в виде небольшого валика тол­щиной 1 см или меньше, для того чтобы лри наложении чехла между ним и позитивом осталось свободнЪе про­странство, соответствующее толщине слоя удаленной глины.

В верхней части свода чехла необходимо сделать два отверстия для заливания клея и выхода воздуха. Эти отверстия либо просверливают, либо в глину перед нало­жением гипса втыкают промасленные дере­вянные палочки, которые потом вынимают.

Теперь, тщательно смазав вазелином позитив и с внут­ренней стороны чехол, покрывают позитив чехлом.

Оставшееся свободное пространство между позитивом и чехлом заливают клеем через одно из оставленных от­верстий в чехле.

Для того чтобы клей не вытекал из формы и для проч­ности соединения позитива с чехлом нужно скрепить их гипсом по основанию.

Когда из второго отверстия, оставленного для выхода воздуха, станет вытекать клей, наливку можно считать законченной.

Клей должен застыть при комнатной температуре, для чего необходимо не менее суток. Через сутки или несколь­ко позже гипсовый чехол снимают или разбивают, а эла* стический клеевой негатив (постоянная матрица), кото­рый легко снимается, может быть использован для изго­товления серии позитивов.

Для изготовления матриц кисти и стопы поступают так же, но гипсовый чехол делают состав­ным — для кисти из двух, а для стопы из трех частей, как это было сказано раньше.

Для того чтобы между позитивом и чехлом осталось свободное пространство, необходимо под ладонь пози­тива кисти и под подошву позитива стопы подложить подушечки, хотя бы из глины, толщиной соответственно слою глины, который накладывался на позитив.

По линии соединения частей чехла прокладывают двойные полоски тонкого картона или толстой бумаги, чтобы матрицу можно было снять, и всю форму скреп­ляют гипсом, оставляя в верхних частях чехлов отвер­стия для заливания клея и выхода воздуха.

Получив постоянные клеевые матрицы, можно отлить любое количество позитивов. Их изготовляют из гипса, воска или папье-маше.

О приготовлении гипса уже было сказано.

Для приготовления восковой массы растапли- 1 вают 9 частей белого хорошего воска, добавляют 1 часть i венецианского скипидара и хорошо смешивают.

Папье-маше готовят из мелко нарезанной газетной или оберточной бумаги, которую нужно варить на мед­ленном огне несколько дней — до тех пор, пока не обра­зуется однородная масса. Потом к этой массе добавляют некоторое количество свежеприготовленного клейстера или столярного клея.

Можно делать позитивы и из клеевой массы, для чего 5 кг хорошего столярного клея растворяют в 4 л воды и добавляют 700 г глицерина и 150 г желатины, разбух­шей и разваренной в 150 мл^воды.

Для придания муляжу основного тона в приготовлен­ную массу добавляют краску, лучше акварельную.

Окончательное раскрашивание муляжа производят масляными красками после его отделки и высыхания.

Монтируют муляжи или на черной доске, для чего перед затвердением массы в нее вставляют проволочные петли, за которые и укрепляют муляжи, или на гипсовом постаменте. Для придания гипсовой отливке большей прочности рекомендуют смешивать гипс с раствором гуммиарабика (16 г гуммиарабика на 250 мл воды), при этом гипс получает еще и гладкую поверхность.

Если к 6 частям гипса добавить 1 часть свежега­шенной извести и отливку из этой массы пропитать раст­вором сернокислой магнезии, то гипс приобретает значи­тельную твердость и не может быть поцарапан ногтем.

Close